Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Исследования проблем муниципального управления в ВолНЦ РАН: история и перспективы

В декабре 2020 года Вологодский научный центр Российской академии наук отметит свое тридцатилетие. Создание и становление учреждения Российской академии наук на Вологодской земле совпало с коренными преобразованиями не только экономической, но и политической системы российского государства.

Переход Российской Федерации на рыночные рельсы основывался на экономической концепции «шоковой терапии», в соответствии с которой руководством страны одномоментно был осуществлен комплекс радикальных реформ посредством либерализации цен, резкого сокращения государственных расходов, разгосударствления и приватизации.

В таких условиях с декабря 1990 года началась история Вологодского научного центра, вначале как отдела Института экономических проблем Кольского научного центра РАН по изучению проблем социально-экономического развития Вологодской области, а с декабря 1993 года – в качестве самостоятельного научного учреждения «Вологодский научно-координационный центр Российской академии наук».

С самого начала деятельности Вологодский научный центр РАН был нацелен на решение наиболее острых социально-экономических проблем региона. В 1990-х гг. такой проблемой стала не только организация местного самоуправления как института, истинного хозяина на территориях, обладающего всей полнотой реальной власти и несущего полную ответственность перед местным сообществом за состояние дел в муниципалитете, но и формирование системы управления, адекватной рыночным условиям хозяйствования.

Методическое обеспечение органов местного самоуправления научно обоснованными рекомендациями, формирование методологии и методического инструментария управления социально-экономическими процессами в муниципалитетах выступило для вологодских ученых одной из приоритетных тематик исследований. Этому вопросу посвящена статья заместителя директора Вологодского научного центра РАН по научной работе, заведующего отделом д.э.н., профессора Тамары Витальевны Усковой. Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

В статье представлен обзор исследований, выполненных сотрудниками ВолНЦ РАН, по указанной проблематике. Показано, как формировалась тематика исследований, представлены основные научные результаты, полученные в ходе их выполнения, рассмотрен круг задач на перспективу. Статья позволяет оценить вклад вологодских ученых в муниципальную науку.

Уже в середине 1990-х гг. научные сотрудники Центра (В.А. Ильин, А.А. Пашко, М.Ф. Сычев, И.Л. Браузе) исследовали проблемы становления рыночных отношений в районных муниципальных образованиях; доказали, что основой экономического и социального роста являются рациональное использование имеющихся ресурсов, правильный выбор приоритетов в развитии производств, отраслей, форм хозяйствования и обеспечение реального самоуправления; определили роль института местного самоуправления как эффективного инструмента при координации деятельности хозяйствующих субъектов, бюджетной сферы и сферы социальных услуг; научно обосновали необходимость законодательного закрепления функций представительной и исполнительной ветвей власти, что позволило четко очертить круг их вопросов и компетенций.

Понимая важность получения от жителей области обратной реакции на реализуемую социально-экономическую политику, ВНКЦ РАН стал проводить социологические исследования. Учеными центра была разработана методология мониторинга как системы постоянного наблюдения за социально-экономическими процессами, проходящими в муниципальных образованиях, которая явилась фундаментом при разработке стратегий развития муниципальных образований.

В конце 1990-х гг. вологодские ученые представили концептуальные подходы к построению системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, обосновали необходимость перехода к стратегическим формам управления. Этот подход был реализован при разработке стратегий развития муниципальных образований и отдельных отраслей, в числе которых:

  • Стратегия социально-экономического развития Сокольского муниципального района до 2005 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Вашкинского муниципального района до 2010 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Череповецкого муниципального района до 2010 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Грязовецкого муниципального района на 2003– 2012 гг.;
  • Концепция социально-экономического развития города Вологды до 2005 года;
  • Концепция социально-экономического развития города Вологды до 2010 года;
  • Основные ориентиры экономического и социального развития Вологодского муниципального района на период до 2010 года;
  • Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития Грязовецкого муниципального района на период 2000–2010 гг. и до 2015 года;
  • Стратегия развития Сямженского муниципального района до 2015 года;
  • Стратегия развития потребительского рынка г. Вологды на период до 2020 года;
  • Стратегия развития промышленности в городе Вологде до 2030 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Бабаевского муниципального района до 2025 года;
  • Стратегия развития жилищной строительной индустрии на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2025 года и ориентиров ее развития до 2035 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Вологодского района до 2025 года и разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодского района до 2025 года;
  • Стратегия развития социальной ответственности в городе Вологде на период до 2025 года.

Позже был разработан методический инструментарий создания многоуровневой системы планирования и управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, в составе которой подсистемы стратегического, тактического и оперативного управления.

В разные годы в поле зрения вологодских ученых были вопросы обеспечения финансовой самостоятельности создаваемых муниципальных образований; организации взаимодействия власти и бизнеса; расширения экономической базы муниципалитетов; эффективности региональной социально-экономической политики в отношении муниципалитетов и др.

Автор полагает, что выполнение поставленной Президентом РФ на заседании Совета по развитию местного самоуправления в январе 2020 года задачи обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами будет способствовать серьезным изменениям в политике в отношении территорий, качественным изменениям на местах. Это окажет влияние на интеграцию экономического пространства страны, повышение национальной безопасности, устойчивое социально-экономическое развитие всех территорий и рост благосостояния россиян. А ученые Вологодского научного центра РАН приложат все усилия для дальнейшего развития муниципальной науки.

Познакомиться со статьей подробнее.
Все сообщения