Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Дистанционное обучение: оценка учителей и родителей

Дистанционное обучение в школе в условиях режима самоизоляции – каковы первые итоге его реализации? На этот вопрос отвечают в своей статье ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией ВолНЦ РАН к.э.н. Г.В. Леонидова, и.о. декана факультета БашГУ к.с.н. Р.М. Валиахметов, и.о. директора Башкирского филиала ФНИСЦ РАН ст.н.с. к.э.н. Г.Р. Баймурзина и заместитель директора по научной работе ВолНЦ РАН, зав. отделом к.э.н. Л.В. Бабич.

Обращение к проблеме дистанционного обучения школьников обусловлено экстренным переводом образовательного процесса в дистанционный формат на фоне объявленной в марте 2020 года пандемии в связи с распространением в мире новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В онлайн-формат были переведены практически все национальные системы образования развитых стран. Несмотря на имеющийся опыт и определенную готовность образовательной сферы к использованию дистанционных форм обучения, такой всеобъемлющий массовый переход в режим «удалёнки» не мог не вызвать ряд проблем как для учительского корпуса, так и для учащихся и их родителей.

В первую очередь переход на формат массового дистанционного обучения отразился на социальном самочувствии представителей учительского корпуса региона. Это показывают оценки педагогами своего настроения и запаса терпения, значения которых при сравнении с оценками населения региона в целом оказались ниже. Однако ухудшение социального самочувствия практически не коснулось профессионального поведения и организационной культуры педагогов, что свидетельствует о достаточно высокой профессиональной устойчивости этой группы населения.

Проведенные авторами исследования указали на трудности дистанционного формата обучения. Как выяснилось, все участники образовательных отношений (домохозяйства, работники школ, учащиеся) в равной степени оказались не совсем готовы к данной ситуации по ряду причин:

– технические проблемы: отсутствие/дефицит в некоторых домохозяйствах необходимой техники и интернет-подключения (из-за чего учителям приходится давать и проверять задания по телефону в смс-сообщениях). В ряде случаев оборудование отсутствовало и у педагогов (особенно это заметно в сельских районах);

– методологические проблемы: отсутствие цифрового опыта и возможностей для проведения онлайн-занятий по ряду предметов; единых требований и единой теории и методологии;

– социокультурные проблемы: снижение образовательной мотивации у учащихся в условиях дистанционного «домашнего обучения».

Данные опроса родителей школьников, проведенного в Республике Башкортостан в этот же период, показали, что родительскую общественность волновала ситуация дистанционного обучения. Они отмечали: «дистанционно научить вообще нельзя, так как и не определить, усвоил ли школьник те идеи, которые усвоил бы в очном формате занятий; при формально верном решении заданий он может неверно думать», «существует такая проблема оценивания, как списывания», «невозможно получить качественное (тем более школьное) образование; детям необходимо живое общение».

Вместе с тем вынужденный переход на дистанционную форму обучения в школах показал и перспективы ее использования в дальнейшей работе общеобразовательных учреждений.

Во-первых, массовая реализация дистанционного формата обучения дала возможность получить такой опыт тем, кто до апреля 2020 года не использовал или страшился использовать его в своей профессиональной деятельности, и закрепить преимущества таких форм тем, кто активно их реализовывал в работе и до пандемии.

Во-вторых, учащиеся приобрели опыт самостоятельной работы с электронными материалами, узнали или расширили свои знания о возможностях образовательных платформ. Это станет значительным подспорьем в дальнейшей учебе.

В-третьих, педагогическое сообщество получило возможность апробировать как собственные наработки, так и электронные учебные материалы своих коллег, оценить их качество, практическую полезность и действенность, неизбежную конкуренцию в их дальнейшей разработке.

В-четвертых, родители учащихся, по их мнению, смогли воочию увидеть, «как ребенок учится, ведет себя во время урока, и истинный уровень знаний».

В-пятых, учительский корпус в целом проявил лояльное отношение к цифровой трансформации в образовании, понимая перспективы его развития.

Результаты практической реализации дистанционного обучения в школе как альтернативной формы организации образовательного процесса в форс-мажорных условиях выявили и фундаментальные проблемы, на решение которых нужно направить усилия уже сейчас. Среди них:

  • необходимость переоценки роли и участия «живого» учителя (педагога со знанием особенностей возрастной психологии) в образовательном процессе, социализации детей, формировании и воспитании личности;
  • актуализация и интеграция исследований социально-психологических потребностей и закономерностей развития человека с новейшими образовательными методиками, подходами и технологиями;
  • поиск механизмов, исключающих влияние социально-экономического положения и цифрового неравенства на возможности получить качественное образование.

Проведенное исследование может послужить базой знаний и основанием для принятия взвешенных и адекватных управленческих решений как при возникновении подобных внештатных ситуаций, так и в ходе дальнейшей реализации национальных целей развития РФ до 2030 года: цифровой трансформации, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования.

Подробнее
Все сообщения