Снижение численности детей в ближайшие десятилетия и будущее увеличение экономической нагрузки на трудоспособное население – тренды, к которым необходимо адаптировать хозяйственно-экономическую подсистему общества. Одним из направлений такой адаптации может стать формирование подрастающего поколения, обладающего более высоким и качественно иным, по сравнению с предшествующими, человеческим потенциалом. Развитие человеческого потенциала детского населения в перспективе позволит применять новейшие технологии в отечественной экономике, что будет способствовать увеличению производительности труда, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и росту качества жизни населения. В то же время, для оценки человеческого потенциала детского населения необходима специализированная методика. Разработка такой методики, а также управленческих инструментов повышения человеческого потенциала детского населения, учитывающих актуальные демографические, социально-экономические и социокультурные вызовы, и станет содержанием настоящего проекта. Ранее в отечественной науке попытки комплексного решения поставленных задач в рамках единого исследования не предпринимались.
Проблемы формирования и успешного функционирования личности в условиях глобализации, информатизации, виртуализации современного мира требуют адекватной оценки и новых эффективных инструментов, способствующих наиболее полной и успешной самореализации каждого человека, начиная с детского возраста. Именно в детстве закладываются основы будущих профессиональных и творческих достижений человека. Поэтому поиск инструментов развития человеческого потенциала детского населения – стратегически важная задача социального управления. Её решение предполагает: создание методики оценки человеческого потенциала, учитывающей требования современного общества, предъявляемые индивидам, проведение эмпирических исследований человеческого потенциала детского населения, выявление угроз для его формирования и реализации, разработку и обоснование необходимости внедрения управленческих инструментов, направленных на повышение человеческого потенциала детского населения.
Оценка человеческого потенциала детского населения требует наличия методики, учитывающей специфику данной категории населения. Основной проблемой при этом является поиск репрезентативных данных, описывающих разные возрастные группы детей по сходным критериям, учитывая при этом особенности каждого из этапов взросления. В системе медицинской статистики такая информация доступна частично, представлена для крупных возрастных групп, а не структурирована в соответствии с этапами взросления. Статистический учёт в системе образования не отражает многих параметров, важных для оценки уровня интеллектуального и творческого развития детей. Недостаточна и информация, касающаяся воспитательного процесса в семьях. Всё перечисленное затрудняет построение методики оценки человеческого потенциала детского населения. В рамках предлагаемого исследовательского проекта данная проблема может быть преодолена благодаря наличию у коллектива возможности проведения специализированного обследования населения Вологодской области, как модельного региона Российской Федерации. Оценка человеческого потенциала, таким образом, будет выполнена для условных поколений в составе современного детского населения. Этот подход позволит сформировать максимально достоверное представление о текущем состоянии человеческого потенциала детского населения.
В то же время, для описания изменений человеческого потенциала и его компонентов будет проведён вторичный анализ имеющихся в распоряжении научного коллектива данных лонгитюдного исследования условий формирования здорового поколения, которое проводится в течение 23 лет и представляет собой когортное наблюдение за семьями с детьми.
Данные мониторингового наблюдения в сочетании с результатами массового социологического опроса позволят выявить общую направленность изменений. На следующем этапе данные оценки будут использованы для определения эффективности управления человеческим потенциалом детского населения с учётом изменений, происходящих в системе образования, семейных отношениях, на рынке труда, а также в условиях распространения новых информационных технологий.
Проект предполагает получение следующих научных результатов:
Перечисленные результаты расширят теоретические представления о методике исследования человеческого потенциала детского населения, его измерении и регулировании. Практическая значимость состоит в возможности использования разработок в системе социального управления, сферах здравоохранения и образования, а также в рамках государственно-частного партнёрства при решении задач повышения человеческого потенциала детского населения.
Информационные материалы по проекту
НАВИГАТОР по специальностям вузов Вологодской области