Михаил Владимирович обозначил актуальность исследования социального здоровья на современном этапе развития российского общества в условиях ключевых внутренних и внешних вызовов. Была представлена история развития данного научно-исследовательского направления в ФГБУН ВолНЦ РАН за период с 2003 по 2023 гг., акцентировано внимание на его научном приращении за последние 5 лет.
Автором были охарактеризованы наиболее важные условия и факторы, повлиявшие на трансформацию российского общества за период с 1991 по 2023 гг. Проанализированы результаты этой трансформации, подробно раскрыто их влияние на тенденции социального здоровья российского общества. В ходе доклада были затронуты вопросы, связанные с динамикой морально-нравственного уровня россиян, их психологического самочувствия, гражданской активности, распространения в российском обществе социальных патологий и т.д.
Значительное внимание было уделено методологическим и методическим аспектам научного изучения проблемы социального здоровья. Были представлены авторские наработки в определении понятия «социальное здоровье», в разработке системы показателей и индикаторов, характеризующих его тенденции. Докладчиком был приведен значительный массив эмпирических данных, полученных в ходе многолетнего мониторинга общественного мнения и отражающих особенности социального здоровья различных социально-демографических групп российского общества.
В заключительной части доклада М.В. Морев подвел краткие итоги проведенного исследования, а также обозначил концептуальное видение его перспектив в рамках научно-исследовательской деятельности ФГБУН ВолНЦ РАН.
В качестве содокладчиков выступили зав. НОЦ к.ф.н. Н.Н. Бойцова и с.н.с. Е.О. Смолева.
Н.Н. Бойцова выступила с содокладом «Развитие школьной мотивации как фактора социального здоровья младших школьников», в котором были представлены характеристики и особенности формирования социального здоровья ребенка младшего школьного возраста; рассмотрен такой аспект социального здоровья школьников, как школьная мотивация; представлены результаты первичного опроса младших школьников и сделан анализ уровня развития их школьной мотивации и социальной адаптации. В качестве перспектив исследования предложено оценить уровень школьной мотивации на следующих ступенях школьного образования, на основании чего будет возможно выявлять одаренных и талантливых детей с целью приобщения их к работе в рамках просветительских проектов НОЦ.
Е.О. Смолева выступила с содокладом на тему «Стратегии поведения населения Вологодской области в ситуации стресса пандемии COVID-19», в котором были показаны основные результаты региональных исследований поведения населения в ситуациях социального стресса; выявлены связи восприятия стрессогенности жизни и негативных проявлений в области психического здоровья; выделены группы риска с точки зрения социально-психологической дезадаптации; обозначены перспективы развития данной тематики исследований.
В обсуждении доклада приняли участие д.э.н., доцент А.А. Шабунова, член-корреспондент РАН д.э.н., профессор В.А. Ильин, д.э.н., профессор Т.В. Ускова, в.н.с., к.ф.н. О.В. Третьякова, к.э.н. М.А. Печенская-Полищук, к.э.н. С.А. Кожевников.