Регионы используют собственный бюджетный потенциал для обеспечения экономического развития территории, повышения качества и уровня жизни населения. Наличия налогового и неналогового бюджетного потенциала недостаточно для решения государственных задач. Региональные органы власти могут получать бюджетные ресурсы на безвозмездной основе от других бюджетов бюджетной системы. Сегодня более 95% безвозмездных поступлений приходится на межбюджетные трансферты.
Автор выделяет 4 методологических подхода к предоставлению межбюджетных трансфертов (делегирование, сглаживание, точечное управление и стимулирование), описывает их особенности, специфику практической реализации, проблемы и эффекты от использования в России.
Исследователь делает вывод о том, что в государственной политике России отдается предпочтение не стимулированию роста собственного бюджетного потенциала субъектов РФ, а горизонтальному выравниванию, которое может иметь негативные последствия, такие как иждивенчество и безответственность.
Отсутствие выраженного тренда к стимулированию регионов и муниципальных образований наращивать собственный бюджетный потенциал ставит под сомнение соответствие практики распределения межбюджетных трансфертов национальным приоритетам развития и задачам обеспечения национальной безопасности.
Поиск оптимальной пропорции между выравниванием и стимулированием представляется важной задачей государственной политики, и автор планирует продолжить исследование подхода стимулирования, включая его детальную методологическую проработку и изучение зарубежного опыта в этом направлении.
Более подробно со статьей можно ознакомиться
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ № МК-2003.2020.6.
Журнал «Вопросы экономики» ‑ ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. Включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК. Индексируется в WoS, Scopus, RePEC, РИНЦ.