Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Предпринимательские намерения населения: теоретический аспект

Ученые отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний ВолНЦ РАН (зав. отделом – к.э.н. Е.А. Мазилов изучают проблемы влияния предпринимательства на социально-экономическое развитие территории, создание рабочих мест и поддержание социальной стабильности. Результаты исследования предпринимательских намерений населения, их сущности и факторов, влияющих на их формирование и развитие, представили старший научный сотрудник, зав. лабораторией к.э.н. К.А. Устинова и зав. Центром трансфера и коммерциализации технологий А.А. Давыдова.

За последние два десятилетия увеличился интерес к исследованию управления инновациями. Отчасти это обусловлено тем, что успешная реализация инноваций способствует формированию конкурентных преимуществ. Считается, что на инновационный характер развития может оказывать влияние множество факторов, ключевым из которых признается эффективное управление человеческими ресурсами. Взаимосвязь между управлением человеческими ресурсами и инновациями характеризуется как динамичная, комплексная и мультифакторная. Это затрудняет ее интерпретацию и анализ. Возникающие сложности отчасти привели к тому, что в конце ХХ века сформировалось научное направление, посвященное исследованию человеческого фактора в инновационном процессе. При рассмотрении инновационных процессов особая роль отводится предпринимательству как источнику экономического роста, создания рабочих мест и реализации общественных целей.

И хотя предпринимательские намерения населения остаются в зоне внимания ученых на протяжении длительного периода времени, однако до сих пор не сложилось однозначного представления об этом понятии. Ключевыми задачами таких исследований авторы называют выявление и исследование факторов, способствующих увеличению масштабов предпринимательства и стимулирования его интенсивности.

Особое место отводится социально-демографическим характеристикам, которые в анализируемых моделях могут выступать как в качестве независимых, так и контрольных переменных:

  • социально-демографические характеристики, влияющие на предпринимательские намерения (пол, возраст, семейное положение);
  • образовательный уровень и способности населения;
  • специализированное образование в области предпринимательства;
  • опыт предпринимательской деятельности, в т.ч. опыт предпринимательства у родителей;
  • удовлетворенность работой;
  • региональная специфика.

Эти факторы определяют наличие, интенсивность и характер предпринимательских намерений и могут учитываться при создании среды для их развития и проявления.

На следующем этапе исследования авторы планируют рассмотреть влияние предпринимательских намерений на предпринимательскую активность населения, выявить возможности для усиления положительных эффектов.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

Подробнее.
Все сообщения