Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Управление комплексным социально-экономическим развитием северных сельских территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития

Сельские территории (территории вне городских населённых пунктов) занимают большую часть территории России. Выполняя ряд народнохозяйственных функций (обеспечение продовольственной безопасности, сохранение связности пространства, историко-культурного наследия, поддержание экологического равновесия, создание условий для восстановления здоровья и отдыха населения и др.) они играют важную и особую роль в пространственном развитии страны и её регионов.

Вместе с тем в развитии сельских территорий накопилось множество комплексных и системных проблем. В настоящее время со стороны учёных и органов государственной власти повышенное внимание уделяется пространственной тематике: в 2019 г. приняты Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и новая государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий».

В рамках гранта Президента РФ № МК-2019.2020.6 сотрудники отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах (руководитель отдела – д.э.н., профессор Т.В. Ускова) – старший научный сотрудник к.э.н. Ворошилов Николай Владимирович и младший научный сотрудник Ирина Анатольевна Секушина – проводят исследование тенденций, проблем, факторов социально-экономического развития северных сельских территорий (на примере субъектов РФ, входящих в Северный экономический район – Европейский Север России: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ) и обосновывают направления, инструменты и возможности развития данных территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В ходе работы над грантом в 2020 г. получены следующие ключевые результаты.

1. Показано, что ключевыми факторами развития сельских территорий Европейского Севера России (ЕСР) являются неблагоприятные природно-климатические условия (что ограничивает возможности развития высокоэффективного сельского хозяйства), очаговый характер расселения и преобладание малонаселённых сельских поселений (с численностью населения менее 1000 чел.). Установлено, что за 1991-2019 гг. значительно сократилась численность сельского населения субъектов РФ, относящихся к ЕСР (на 35%, хотя в целом по стране – лишь на 4%), что обусловлено главным образом высокой естественной убылью населения и значительным его миграционным оттоком в города и другие регионы; снизились потенциал и роль сельского хозяйства в развитии сельских территорий ЕСР (за данный период физические объёмы производства продукции сельского хозяйства в регионах ЕСР сократились более чем на 45%); сохраняется (за исключением Мурманской области) крайне низкий уровень (всего 5-14%) благоустройства жилищного фонда всеми видами благоустройства и высокая доля (48-96%) автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям.

2. Разработаны критерии и предложены типологии сельских территорий Европейского Севера России (70 муниципальных районов и городских округов, в которых доля сельского населения в общей численности населения выше 25%) по следующим основаниям:

1) по доле сельского населения в общей численности населения муниципального образования: 100%; 50-99%; 25-49%;

2) по периферийности – удалённости от крупных городов: ближняя периферия первого (установлено, что к данному типу относится 7,2% муниципалитетов от общего числа «сельских» муниципальных районов и городских округов на территории ЕСР), второго (8,7% соответственно) и третьего (33,3%) порядка, средняя периферия первого (10,1%) и второго порядка (4,3%), дальняя периферия (36,2%);

3) по экономической специализации: преимущественно аграрная (23,2% от общего числа «сельских» муниципальных районов и городских округов на территории ЕСР), агропромышленная (26,1%), депрессивная агропромышленная (18,8%), добывающая (11,6%), преимущественно промышленная (13,0%), сервисная (7,2%).

3. На основе результатов проведённого в 2020 г. анкетного опроса глав муниципальных образований Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, Республик Карелия и Коми выявлены тенденции и проблемы функционирования института местного самоуправления и развития «сельских» муниципальных образований, получены оценки глав муниципалитетов эффективности реализации региональной социально-экономической политики в части развития муниципальных образований.

Установлено, что ключевыми факторами (на них указали в своих ответах более 40% респондентов), препятствующими эффективному управлению развитием муниципалитетами, являются:

  • дефицит собственных источников доходов и недостаточность финансовой поддержки со стороны государства;
  • зависимость от региональных органов управления и бюрократические препятствия при взаимодействии с ними;
  • пассивность местного населения;
  • несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
  • наличие полномочий, не имеющих непосредственного отношения к институту местного самоуправления.

Ключевыми направлениями государственной политики по развитию сельских территорий, по мнению глав муниципалитетов, должны стать:

  • увеличение объёмов государственного финансирования строительства и реконструкции объектов инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности,
  • реализация комплекса мер по укреплению финансово-экономических основ местных бюджетов,
  • реализация государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и соответствующих государственных программ в субъектах РФ.

4. Разработан организационно-экономический механизм, обеспечивающий комплексное и устойчивое развитие северных сельских территорий и направленный на:

  • создание условий для диверсификации экономики сельской местности,
  • повышение эффективности использования имеющегося потенциала сельских территорий,
  • повышение комфортности проживания (развитие инженерной и социальной инфраструктуры),
  • создание благоприятных институциональных условий (развитие местного самоуправления, различных форм кооперации, межмуниципального сотрудничества, институтов поддержки бизнеса, государственно-частного и муниципально-частного партнёрства).

Обосновано, что ключевыми задачами развития сельских территорий в современных условиях должны стать:

1) обеспечение реализации мероприятий и достижения целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в полной мере;

2) обеспечение равнодоступности сельскохозяйственных производителей к средствам государственной поддержки; оказание мер государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства на сельских территориях;

3) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций в социально-инженерную инфраструктуру села;

4) обеспечение развитие различных форм сельскохозяйственной кооперации; софинансирование из федерального бюджета проектов, мероприятий по развитию в регионах кооперативной инфраструктуры;

5) создание в каждом субъекте РФ профессиональных команд экспертов, специалистов, активистов, заинтересованных в развитии сельских территорий и др.

5. Обоснованы концептуальные положения реализации органами власти дифференцированного подхода к развитию различных типов сельских территорий Европейского Севера России. На основе предложенных типологий сельских территорий определены их типы для целей управления («успешные», «реструктуризирующиеся» и «проблемные» территории), для каждого из которых определены задачи и направления (инструменты) социально-экономической политики по их развитию. Так, для первого типа важным является создание стимулов для их саморазвития и дальнейшего устойчивого экономического роста; для второго типа – диверсификация экономической деятельности, определение и реализация стратегических приоритетов их развития, активизация развития малого и среднего бизнеса; для третьего типа – обеспечение предоставления необходимого уровня услуг населению, сохранения и развития необходимой социальной и инженерной инфраструктуры с целью недопущения значительного миграционного оттока населения из данных территорий и дальнейшей их деградации.

6. Обосновано, что лесопромышленный комплекс наряду с агропромышленным комплексом является основой для развития северных сельских территорий. Разработан комплекс мер на федеральном, региональном и местном уровнях, направленных на повышение эффективности управления различными процессами в данных отраслевых комплексах, с учетом принципа дифференцированного подхода к разным типам территорий.

Доказано, что успешность и перспективы развития сельских территорий во многом зависят от участия «сельских» муниципалитетов в реализации государственных программ Российской Федерации и её субъектов, а также национальных проектов.

В развитии данного исследования в 2021 году планируется более подробно рассмотреть отдельные инфраструктурные и институциональные аспекты развития сельских территорий Европейского Севера России, разработать рекомендации органам власти по совершенствованию управления развитием сельских территорий в современных условиях.

Перечень основных публикаций по проекту:

1. Ворошилов Н.В. Развитие лесного комплекса в муниципалитетах региона (на материалах Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2020. Т. 8. № 5. DOI: 10.15838/tdi.2020.5.55.4 URL:http://vtr.isert-ran.ru/article/28747

2. Ворошилов Н.В. Эффективные формы участия населения в развитии сельских территорий // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 11. С. 563-572. DOI 10.34755/IROK.2020.72.90.014

3. Секушина И.А., Ворошилов Н.В. Взаимодействие малых и средних городов и сельских территорий в пространстве региона // Проблемы развития территории. 2020. № 6 (110). С. 121–137. DOI: 10.15838/ptd.2020.6.110.8

Все сообщения