Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Новый выпуск сетевого журнала «Социальное пространство» Т.6, № 4, 2020 г.

Выпуск открывает статья к.э.н. Г.В. Леонидовой, к.э.н. Е.А. Басовой, Г.В. Белеховой, к.э.н. А.И. Россошанского и к.э.н. М.А. Груздевой «Благосостояние населения в исследованиях ФГБУН ВолНЦ РАН».

В связи с 30-летием Вологодского научного центра РАН, которое будет отмечаться в декабре 2020 года, авторы обратились к истории исследований Центра, посвященных проблеме благосостояния населения. Выделены несколько направлений, касающихся данной проблематики: социально-экономическая дифференциация населения, неравенство, качество жизни и качество трудовой жизни, финансовая грамотность и финансовое поведение населения. Названы основные научно-исследовательские работы и их результаты, исполнители тем, осуществляющие в разные годы исследовательскую работу по данному направлению. Представлен срез новых исследовательских направлений, затрагивающих проблему благосостояния населения, рассматриваемых в настоящее время в связи с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Показана значимость проблематики как для экономической науки, так и для практики управления в региональной экономике.

***

Рубрику «Социогуманитарные исследования» представляет статья к.с.н. Г.Ф. Зинатуллиной «Социобиологическое благополучие детей школьного возраста в оценках родителей (кейс Республики Татарстан)», посвященная исследованию зависимости социобиологического благополучия школьников от образа жизни семьи.

Стратегическим направлением современного общества является охрана здоровья детей. Ведение здорового образа жизни выступает в качестве одной из приоритетных задач государственной политики в их интересах. Благополучие среды обитания в бытовых условиях, просвещение по вопросам здорового образа жизни непосредственно зависят от семьи, выступающей основным социальным институтом, прививающим поведенческие стереотипы личности, создающим фундаментальные основы для формирования здоровьесберегающего потенциала своих членов. Рост, развитие, здоровье детей – гарантия социально-экономического благополучия страны в будущем.

Социологическое исследование здоровья детей школьного возраста выполнено Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан. Актуальность изучения особенностей здоровья детей школьного возраста, вопросов сохранения и укрепления их здоровья, воспитания основ здорового образа жизни и самосохранительного поведения определяется, прежде всего, ростом детской заболеваемости. Информационной базой выступили статистические данные Министерства здравоохранения Республики Татарстан, касающиеся заболеваемости детей по основным классам болезней, группам здоровья, и данные пилотажного социологического исследования, проведенного в 2019 году в четырех муниципальных образованиях Республики Татарстан среди родителей учащихся средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов.

На основе эмпирических данных выявлен ряд факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:

  • низкая двигательная активность,
  • несоблюдение режима дня,
  • высокий уровень занятости дополнительным образованием,
  • медицинское поведение родителей.

Определение социальных детерминант здоровья школьников, выявление механизмов поддержания здоровья детей в семье и школе – важнейших сферах жизни ребенка – открывают новые возможности для использования полученных результатов в работе органов управления и общеобразовательных учреждений при выборе эффективных направлений образовательной и оздоровительной политики.

***

В статье Г.В. Белеховой и В.Н. Барсукова «Финансовая грамотность пенсионеров и предпенсионеров: особенности и проблема доверия (на примере регионов Северо-Западного федерального округа)» в рубрике «Социально-экономические исследования» предложена авторская методика оценки финансовой грамотности.

В России деятельность по повышению финансовой грамотности в большей степени ориентирована на людей молодого и среднего возраста. Старшему поколению уделяется существенно меньше внимания как с точки зрения информационно-образовательных мероприятий, так и в контексте научных исследований.

Авторы отмечают особенности финансовой грамотности пенсионеров и предпенсионеров, требующих учета при формировании механизма взаимодействия с данными социально-демографическими группами, и предлагают авторскую методику покомпонентной и индексной оценки финансовой грамотности. В статье также предложен механизм повышения финансовой грамотности населения предпенсионного и пенсионного возраста, основанный, во-первых, на формировании контекста доверия, во-вторых, на осуществлении мероприятий по принципу единого окна на базе одной институциональной единицы.

В перспективе углубленный анализ широкого перечня аспектов финансовой грамотности у различных социально-демографических групп с помощью регулярного мониторинга позволит улучшить деятельность по повышению финансовой грамотности населения.

***

Все номера журнала «Социальное пространство» размещены в открытом доступе на сайте издания.
Все сообщения