Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Адаптационный потенциал образования и дальнейшие перспективы развития

Как определить готовность образования к изменяющимся условиям и глобальным вызовам? Как влияют новые образовательные институты на население страны и региона? Насколько педагогические работники гибки к изменениям в современной системе образования? Как должно развиваться образование в новых условиях?

Ответы на эти вопросы призвано предоставить исследование, проводимое по проекту РФФИ № 19-010-00811 «Smart-образование как вектор развития человеческого потенциала молодого поколения» (руководитель – к.э.н. М.А. Головчин) силами сотрудников двух отделов Вологодского научного центра РАН – отдела исследования уровня и образа жизни населения и отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие.

В первой половине 2020 года в рамках проекта была проведена оценка личностно-адаптационного потенциала профессиональной группы учителей. В настоящее время в системе образования особую важность приобретает организация процесса адаптации, которая должна в идеале создать условия для трансформации учителей-консерваторов в новаторов и предотвратить трансформацию учителей-новаторов в консерваторов. Однако методологические основы оценки адаптации учительства как особой профессиональной общности в науке так и не были сформулированы.

Проектным коллективом на основе подхода Е.М. Авраамовой была составлена методика оценки интегрального индекса адаптационного потенциала как совокупности нематериальных ресурсов, задействованных педагогами в процессе приспособления к новым вызовам образовательной среды. В систему адаптационных ресурсов были включены важные для учительской профессии нематериальные компоненты (общественный статус, наличие профессионального призвания, удовлетворенность социальным престижем профессии, частота использования новейших технологий, проявление инновационности в профессии и т. д.).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в статье «Методологические вопросы измерения адаптационного потенциала профессиональной группы: на примере учительского сообщества».


С целью апробации методики в апреле-мае 2020 года был проведен онлайн-опрос представителей учительского сообщества Вологодской области. В ходе математической обработки данных опроса выделены три кластера:

1) учителя с сильным адаптационным потенциалом (38%);

2) учителя со средним адаптационным потенциалом (48%);

3) учителя со слабым адаптационным потенциалом (14%).

Факторный анализ позволил установить, что на формирование адаптационного потенциала педагогов оказывает наибольшее влияние их психологическое самочувствие (настроение); отношение к ним со стороны обучающихся, родительского сообщества и коллег по работе; общественный статус профессии (последнее особенно актуально для молодых специалистов).

Свою роль в адаптации играет и использование технологий дистанционного обучения, которое в образование стало обычным в рамках решения задач цифровизации, а также в период обострения эпидобстановки. Как дают понять данные исследования, введение нового формата обучения привело к ряду проблем, которые ощутили, прежде всего, обучающиеся (93%), их родители (96%) и учительский корпус (85%). Эти проблемы, главным образом, касаются недостаточной обеспеченности необходимой компьютерной техникой домохозяйств (49%), а также работников школ (34%). Помимо этого, на основе математических обобщений было определено, что организационные, технические и социокультурные трудности цифрового образования, выявленные в период перехода школ на удаленный формат работы, стали понижающим фактором для профессиональной устойчивости педагогов.

Подобная ситуация требует выработки новых подходов к образовательному процессу, согласованных с вызовами времени. Чтобы понять, какие образовательные условия являются оптимальными в процессе формирования наиболее востребованных в современной экономике smart-компетенций, в 2020-21 гг. в рамках гранта будет проведен формирующий эксперимент, в котором будут задействованы школьники Вологодской области и других регионов.

Все сообщения