В теоретической части доклада Максим Александрович затронул природу института образовательной цифровизации и обозначил спорные моменты его развития. Для иллюстрации этих моментов был приведен анализ данных количественных и качественных социологических исследований, а также мониторинга материалов СМИ. В частности, рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась система образования при массовом переводе школьников на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19, и возможные риски, с которыми сталкиваются преподаватели в своей деятельности по причине слабой адаптируемости к использованию цифровых технологий.
В заключительной части выступления Максим Александрович выделил вызовы, которые в настоящее время стоят перед российской системой образования на фоне развития института цифровизации: учет низкой ресурсной обеспеченности домохозяйств, преодоление риска кастомизации образования, неоднозначное влияние цифровизации на организационную культуру образовательных агентов. Кроме того, он представил авторскую вариативную модель процесса адаптации агентов к институту образовательной цифровизации.
Доклад вызвал оживленную дискуссию. Рецензенты ст.н.с. к.и.н. Ю.В. Уханова и ст.н.с. к.э.н. К.А. Устинова, эксперт ст.н.с. к.э.н. В.С. Усков и другие сотрудники ВолНЦ РАН приняли активное участие в его обсуждении, высказали рекомендации и предложения по развитию исследования.