Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Ученые ВолНЦ РАН оценили масштаб и последствия гаджетизации и цифровизации детства

Проблема приобщения детей к цифровым устройствам – краеугольный камень не только российской действительности, но всех развитых государств. Объективная цифровизация среды жизнедеятельности людей влечет существенные перемены в развитии общества и экономики. Одним из главных противоречий в оценке данного процесса является поиск баланса вреда и пользы для детского населения. Вовлеченность детей в виртуальное пространство, взаимодействие с гаджетами это необходимый элемент социализации и формирования человеческого потенциала подрастающего поколения.

Гаджетизация и цифровизация проявляются:

- в масштабах использования цифровых устройств и сети интернет. К старшему школьному возрасту практически все дети (99%) становятся пользователями сети Интернет. Самые популярные устройства, обеспечивающие доступ к нему, – смартфон и компьютер. Использование других видов «умной» техники (планшет, музыкальный центр, игровая приставка, фитнесс-браслет) относительно редко, что свидетельствует о том, что

а) их ключевая функция – доступ к сети, в которую переместилось и досуговое поле,

б) доступ к сети современным детям нужен постоянно, что и обеспечивается тандемом стационарных и мобильных устройств;

- во все более раннем приобщении детей к устройствам и виртуально-цифровой среде (15-17-летние подростки начали использование гаджетов в 9 лет, дети 3-6 лет – в 3,5 года).

К числу последствий, негативно сказывающихся на состоянии здоровья и развитии детей, относятся:

- более чем двукратное превышение санитарно-гигиенических норм продолжительности беспрерывного пребывания перед экраном устройства (в среднем 112 минут в сети интернет в день, 118 минут – у смартфона, 102 минуты – за компьютером);

- признаки интернет-зависимости демонстрируют по 11% детей в группах от 3 до 6 лет и от 15 до 17 лет (в группе от 7 до 14 – примерно 7,5%).

С точки зрения школьной успеваемости, наличие навыков работы с интернет-ресурсами имеет позитивное влияние. Среди старшеклассников, ежедневно использующих интернет, отличники и хорошисты составляют 98%, среди не использующих (или использующих реже) - 88%. Среди младших школьников доля учащихся на «2» и «3» среди активных пользователей сети – 4%, среди умеренных – 2%.

Все сообщения