Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Новый выпуск сетевого журнала «Социальное пространство» № 1 (18), 2019 г.

В рубрике «Социально-экономические исследования» размещена статья к.э.н. О.Н. Калачиковой и к.и.н. Ю.В. Ухановой «Семейные ценности в повседневной жизни современного общества».

По проблемам повседневной жизни современного общества происходят активные дискуссии в зарубежной и российской социогуманитарной науке. В работе использован подход, в соответствии с которым в качестве важнейшего аспекта повседневной жизни рассмотрены семейные ценности населения, что и обусловливает научную новизну и оригинальность исследования. При изучении проблемы применяются как общенаучные методы (абстрактно-логического, типологического и категориального анализа, обобщения), так и методы и приемы социологического исследования (анализ результатов анкетного опроса населения). Обосновано, что наиболее точным является представленное в исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана определение повседневной жизни как реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Выявлено, что в контексте повседневности семья и семейные ценности занимают ведущее место как в российском обществе, так и за рубежом.

Изучение результатов социологического измерения показало, что для населения на первом месте стоят традиционные жизненные смыслы и ориентиры: иерархию наиболее важных ценностей возглавляют ценности семьи, здоровья, наличия детей, значимым институтом для большей части социума является зарегистрированный брак. Доказано, что в результате трансформации общества претерпевают существенные изменения и семейные ценности (например, ценности многодетности, большой многопоколенной семьи). Сделан вывод, что у населения сформировались устойчивые представления об идеальной модели семьи с двумя детьми, при этом половина респондентов не определяет «детность» той ценностью, которую можно считать безусловной доминантой семейных отношений.

Материалы исследования, представленные в статье, могут быть использованы региональными органами власти и органами местного самоуправления при разработке методов и инструментов регулирования демографической ситуации, принципов и направлений демографической политики, интересны для обсуждения в научной дискуссии и образовательной деятельности.

Статья А.В. Галухина «К вопросу о налоговом поведении и повышении налоговой культуры налогоплательщиков» посвящена выявлению направлений и разработке комплекса мероприятий по повышению налоговой культуры как одного из аспектов социально-экономической устойчивости страны и регионов на долгосрочную перспективу. Методологическую основу исследования составляют принципы экономического, статистического и сравнительного анализа, методы обобщения и группировки. Исследование базируется на данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и др.

В статье установлено, что соблюдение прав и обязанностей налогоплательщиков определяется уровнем налоговой культуры. Вся совокупность юридических и физических лиц подразделена на четыре группы налогового поведения. В статье выделены модели поведения налогоплательщиков и факторы, объясняющие оппортунизм при взаимодействии с налоговыми органами. Предложен комплекс мероприятий в зависимости от группы и модели поведения налогоплательщиков по повышению налоговой культуры юридических и физических лиц. Сделан вывод о том, что в настоящее время ключевая задача органов власти и управления для повышения налоговой культуры – сформировать доверие населения и бизнеса государству, в том числе налоговым органам. Результаты исследования могут быть учтены органами власти в рамках совершенствования налоговой политики, а также будут полезны специалистам и научному сообществу, занимающимся вопросами повышения налоговой культуры в обществе и экономике.

Все номера журнала «Социальное пространство» размещены в открытом доступе на сайте.
Все сообщения