Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Новый выпуск сетевого журнала «Социальное пространство» № 5 (17), 2018 г.

Обращаем внимание читателей на статью С.Л. Неустроевой «Научная коммуникация: глобальный тренд или новая академическая дисциплина?», посвященную актуальнейшему на сегодняшний день вопросу создания эффективной системы научной коммуникации в России.

Кризис сферы популяризации науки, начавшийся после распада Советского Союза, привел к тому, что ее инфраструктура была практически разрушена – просветительские общества перестали существовать, выпуск научно-популярных книг, телепередач и журналов резко сократился, в средствах массовой информации о науке почти не писали и не говорили. В отличие от России за рубежом практика рассказывать обществу о результатах научной деятельности существует уже более трех десятков лет. Это требует особых знаний и навыков, поэтому с конца 80-х гг. в университетах Европы и США существует возможность получить образование по направлению «научная коммуникация». В нашей стране научной коммуникации и специалистам, занимающимся профессиональным продвижением науки в обществе, особое внимание начали уделять лишь с 2014 года, когда в российской медиасреде появилось понятие «научный коммуникатор» и стали разрабатываться проблемы продвижения научных знаний.

Цель статьи заключалась в рассмотрении перспектив развития направления «научная коммуникация» в значении взаимодействия науки и общества и продвижения научных знаний. В работе представлен обзор опыта научной коммуникации в международном сообществе и в России. Предпринята попытка определить и обосновать возможность отнесения научной коммуникации к отдельной академической дисциплине. Выбран состав критериев выделения академических дисциплин и представлено соответствие области научной коммуникации этим критериям в международном сообществе и в России. Сделан вывод о том, что научная коммуникация в эпоху открытого общества – это важная и необходимая составляющая дальнейшего развития науки. Результаты работы могут быть использованы для последующих научных исследований по данной теме с целью создания эффективной системы научной коммуникации в России.

В рубрике «Социально-экономические исследования» размещена статья А.В. Короленко А.В. и А.Н. Гордиевской «Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка» (исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества»).

Сокращение численности детского населения России выступает ключевым вызовом на пути социально-экономического развития страны, поскольку данная категория формирует «базис» человеческого потенциала всего населения. Помимо проблемы количественных потерь детского населения отмечается ухудшение его качественных характеристик, в частности потенциала здоровья. В связи с этим приобретают большую актуальность вопросы оценки состояния человеческого потенциала детей.

Целью данной статьи стал анализ теоретико-методологических подходов к исследованию человеческого потенциала детского населения, а также разработка авторского взгляда на его изучение. Авторами разработана индексная методика оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, опирающаяся на расчет интегрального показателя по трем субиндексам: здоровья, интеллектуального и социо-культурного развития. На дальнейших этапах исследования запланированы изучение воспитательного воздействия на формирование человеческого потенциала детского населения и разработка инструментов его повышения.

Все номера журнала «Социальное пространство» размещены в открытом доступе на сайте.
Все сообщения