В условиях, связанных с отсутствием существенной динамики темпов роста экономики в Российской Федерации и ее регионах, исчерпанием потенциала восстановительного подъема, особенно остро проявляются негативное влияние экономических кризисов и сложившаяся экспортно-сырьевая направленность производства. В результате актуализируется необходимость поиска новых драйверов развития. В контексте достижения роста экономики страны велика значимость структурного фактора экономического роста, в том числе на региональном уровне.
Авторы провели анализ отраслевых структурных преобразований региональной экономики на материалах Вологодской области (старопромышленного региона Европейского Севера России с экспортоориентированной моноструктурной экономикой) за 2005–2018 гг. Методология основывается на расчете индикаторов структурных сдвигов – величины, индекса, скорости и интенсивности. В работе:
- выявлены низкие диверсификация и эффективность включения экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости;
- рассчитано влияние структурного фактора на увеличение валового регионального продукта в зависимости от роста или спада в экономике (перспективной видится активизация потенциала сельского хозяйства, машиностроения и электронной промышленности);
- рассчитаны мультипликаторы влияния стимуляции предложенных отраслей на основе модели межотраслевого баланса;
- рассмотрена структурно-инвестиционная политика как важный инструмент преобразований народнохозяйственных пропорций;
- обоснована идея о формировании системы бенчмаркинга эффективности проводимой структурной политики.
Исходя из результатов анализа, оптимизация структурной политики, по мнению авторов, должна осуществляться в следующих направлениях:
1. Стимулирование модернизации и диверсификация производственного сектора с целью формирования отраслевого каркаса экономики региона. В качестве перспективных секторов, на которые стоит сделать акцент структурной политики, можно назвать агропромышленный комплекс (в частности сельское хозяйство), электронику и машиностроение. Помимо диверсификации экономики и структурных изменений, эти отрасли вносят вклад как в укрепление национальной безопасности, так и в обеспечение пространственного развития сельских и урбанизированных территорий.
2. Разработка структурно-инвестиционной политики в рамках стратегического планирования. Требования к управлению инвестиционными аспектами структурных преобразований экономики обусловлены рядом имеющихся проблем в экономике: значительное устаревание основных фондов и необходимость их модернизации, низкая инновационная активность и инвестиционный «голод» из-за недостаточно высокой нормы валового накопления основного капитала. Следует формировать механизм перераспределения инвестиционных ресурсов из экспортно-сырьевого сектора, совершенствовать средства конвертации сбережений в валовое накопление, а также снижать объемы вывода капитала из региона в офшоры. Важно также привлекать и бюджетные инвестиции, которые могли бы стать локомотивом инвестиционного процесса в экономике региона. Немаловажным шагом будет инвестиционная поддержка науки и образования, которая позволит увеличить как технологический, так и кадровый потенциал экономики.
3. Формирование системы бенчмаркинга для контроля эффективности мер структурной политики. При этом оценка должна быть независимой, с привлечением внешних аудиторов. Имеет смысл обмен опытом с другими регионами и даже странами для селекции лучших механизмов реализации структурной политики. К тому же система бенчмаркинга содержит в себе не только ключевые ориентиры результатов структурной политики, но и оценку лучших существующих практик регионального управления структурной трансформацией экономики, а также возможности по их адаптации к объекту бенчмаркинга.
Результаты исследования могут быть использованы органами власти при формировании региональной структурной политики. В дальнейшем будут продолжены работы, связанные с определением зависимости темпов динамики региональной экономики от структурных изменений в инвестиционном процессе, проведением факторного анализа отраслевых сдвигов и экономического роста, а также формированием системы оптимальных показателей бенчмаркинга структурной политики.
Подробнее